Воспитание детей и психология успеха

Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и успешны и смогли полностью реализовать себя и в творчестве, и в общении, и в профессиональной деятельности. Тем не менее многие родители к 4-5 годам “ставят крест” на своих чадах, с сожалением констатируя: “нет, мой Вова точно ничего не добьется, он слишком мечтательный” или “моя Леночка такая застенчивая, пусть уж растет просто хорошей девочкой”.отдых в хургаде Как уверяет Ирина Петухова, консультант и бизнес-тренер, успешными большинству детей не дают стать сами родители.

Почему же так получается? Мы попросили Ирину выделить самые значимые причины, почему же мамы и папы, сами того не осознавая, ставят собственным детям “палки в колеса” на пути к самореализации.

Как родители мешают детям стать успешными?

Успешность слишком сильно связывается с финансовым благополучием и социальным признанием

Ирина Петухова: “В нашем социуме связь “успех-деньги-статус” особенно сильна, и родители зачастую неосознанно внедряют ее в сознание детей. Поэтому многие ребята школьного возраста уже знают, что все, что за пределами этой связки, никак не ассоциируется с успехом. Между тем, все люди разные, глобально у всех разные задачи, потребности, и каждый из нас может быть очень эффективным в рамках собственной жизненной стратегии. По большому счету, можно сказать, что успешность – это характеристика, показывающая, насколько человек умеет ставить перед собой цели, соизмеримые с его природными задатками, и успешно их достигать”.

 
Успешность ассоциируется с определенными чертами характера и индивидуальными особенностями

Ирина Петухова: “Этот стереотип тесно связан с предыдущим. Логично, что успех – это богатство и статус, поэтому “атрибутами” успешного человека будут считаться те качества, которые помогают этого добиться. Получается, что потенциально успешными у нас считаются две категории детей: активные, напористые и целеустремленные “ботаники” с высоким уровнем интеллектуального развития (или очень творчески одаренные). Остальные, опять же, “за бортом”. Родители не озадачиваются тем, чтобы помочь им раскрыться, найти оптимальные возможности для реализации их внутренних ресурсов”.

Успешность и инициативность могут оцениваться негативно

“Отрицательные коннотации в оценке людей, которые чего-то добились в жизни, тоже одна из наших национальных черт, – рассказывает Ирина Петухова. – Или, как один из вариантов, это позиция “не лезь, не высовывайся”, которая транслируется детям чуть ли не с пеленок и к школе напрочь отбивает у них желание хоть в чем-то проявлять активность. Конечно, у многих из нас, взрослых, есть печальный опыт, который говорит о том, что инициатива может быть наказуема. В то же время наше стремление оградить детей от возможных неприятностей иногда просто перевешивает здравый смысл. А здравый смысл должен подсказать нам, что и опыт наш не всеобъемлющ, и эпоха уже совсем не та”.

Какие же качества нужно воспитывать в детях, чтобы они умели добиваться своих целей?

Осознание своих сильных и слабых сторон и собственных потребностей

“Выше я уже говорила о значимости правильного целеполагания для самореализации, – поясняет Ирина. – Иными словами, человек должен очень четко представлять, чего хочет добиться (и насколько он к этому предрасположен) он сам, не ориентируясь на стереотипы, бытующие в социуме, и предпочтения близких. У нас сплошь и рядом бывает так, что ребенка с детства ориентируют на развитие в сфере, которая ему не близка и не интересна (например, для продолжения “семейной династии” отдают в музыкальную школу). И даже если с формальной точки зрения его деятельность будет результативной, она все равно не будет приносить ему такого удовлетворения, как по-настоящему любимое занятие. Поэтому родителям очень важно с первых лет жизни правильно “направить” ребенка и помочь ему раскрыть свой потенциал”.

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно