Aliexpress INT

Мышечная система

   Мышечная ткань начинает развиваться из среднего зародышевого листка (мезодермы) на 3 - 4-й неделе эмбриогенеза. В начале 2-го месяца развития зародыша обнаруживаются связи мышц глаза и лица с соответствующими нервами. Отмечено, что формирование мышечных волокон в различных группах мышц происходит неодновременно: в первую очередь дифференцируются мышцы языка, губ, диафрагмы, межреберные и спинные. Дифференцировка мышц верхних конечностей идет раньше, чем нижних (Л. К. Семенова, 1954).

Скелетная мышечная система у новорожденного анатомически сформирована и составляет 23 - 25 % всей массы тела (у здорового взрослого не менее 40 - 43 %). Мышечные волокна новорожденных имеют хорошо выраженную поперечную исчерченность. Толщина их у детей относительно меньше, чем у взрослых. В процессе постнатальной жизни мышечная масса растет в основном за счет утолщения существующих мышечных волокон. Вопрос же об образовании новых после рождения остается спорным. В последние десятилетия ряд авторов указывали на возможность появления мышечных волокон в постнатальном развитии в результате продольного расщепления их или вследствие миобластических свойств внутримышечной соединительной ткани (Л. К. Семенова, 1969).

С возрастом в каждой мышце количество миофибрилл нарастает, а саркоплазмы - уменьшается. Мышцы удлиняются за счет роста в зонах перехода мышечных волокон в сухожилие, где концентрируется наибольшее количество ядер. Со временем число ядер в мышечных волокнах уменьшается. В мышцах новорожденного относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается.

Между мышечными волокнами расположены кровеносные капилляры, связанные с мелкими внутримышечными артериями и венами. В первые годы жизни в стенках внутримышечных кровеносных сосудов содержится мало эластических волокон, значительное увеличение их отмечается в период от 3 до 7 лет. К 16 годам внутримышечные артерии становятся почти такими же по структуре, как и у взрослых.

Иннервационный аппарат скелетных мышц ко времени рождения в основном сформирован. "Нервно-мышечное веретено" как основная его единица начинает морфологически формироваться с 2,5 - 3 месяцев внутриутробной жизни. К моменту рождения "нервно-мышечное веретено" имеет хорошо выраженные капсулу и разветвления нервных волокон, проникающих внутрь к полюсам и к центру веретена. В первые годы жизни ребенка увеличивается длина и поперечник веретен; нервные волокна становятся более извилистыми, капсула утолщается. Структура рецепторов в постнатальном периоде изменяется менее интенсивно. Продолжается их дифференцировка, несколько увеличиваются размеры, происходит миелинизация нервных волокон (Л. К. Семенова, 1969). Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей в период новорожденности по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми снижена, а механическая мышечная возбудимость повышена (А. Ф. Тур, 1967). Развитие двигательной активности ребенка во многом зависит от хода созревания структурных и функциональных механизмов движения. Особенности движений ребенка 1-го года жизни обусловлены слабым развитием мышц, малой дифференцировкой мышечных и соединительнотканных волокон и недостаточной миелинизацией нервных путей. Миелинизация проводников спинного мозга интенсивно протекает в первые 3 - 8 месяцев, пирамидного и оливоспинальных путей начинается с 2 - 3 месяцев и заканчивается к 3 - 4 годам.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни отмечается выраженная гипертония мышц, исчезающая в возрасте 2 - 2,5 месяца на верхних и 3 - 4 месяца на нижних конечностях. Движения здорового доношенного новорожденного беспорядочные, почти беспрерывные. Ритмичные сгибания и разгибания конечностей сменяются аритмичными диффузными некоординированными движениями. У детей периода новорожденности выявляются многие врожденные временные рефлексы: обхватывания, ползания, плавания и др., постепенно исчезающие в течение первого полугодия жизни. В этом возрасте достаточно выражены сухожильные (надколенный, коленный и др.) рефлексы. Отмечается двигательная реакция новорожденного на звуковые, световые и другие раздражители.

Упорядоченность движений у детей первых месяцев жизни происходит по мере созревания центральных и периферических структур нервной системы и нарастания тормозящих влияний коры головного мозга. Для развития мышц имеет значение и степень структурного созревания костной ткани. В свою очередь мышечная деятельность способствует росту и развитию костей.

В 2 месяца ребенок лежа в положении на животе поднимает голову и удерживает ее несколько секунд. В 3 - 4 месяца хорошо удерживает приподнятую голову, опирается на предплечья и выгибает спину. В это же время ребенок овладевает навыком переворачивания со спины на живот и с живота на спину. Выкладывание на живот помогает формированию ползания, что важно для равномерного развития мышечной системы.мышечная система

Табл. 2. Показатели развития функции движения у детей 1-го года жизни (по С. Уваровой)

В первом полугодии жизни более выражены беспорядочные движения рук при преобладании тонуса сгибателей. Появившиеся вначале неопределенные захватывающие движения затем становятся более свободными и целенаправленными. В 3 - 3,5 месяца ребенок тянется рукой к поднесенной игрушке, однако движения его еще некоординированы. После 4 месяцев он свободно захватывает игрушку, подвешенную над кроваткой, в 6 - в течение длительного времени удерживает игрушку в руке, а после 7 месяцев лерекладывает ее из руки в руку. Сидеть ребенок начинает с 6 месяцев. Обучать этому навыку несколько раньше нецелесообразно, так как вследствие слабости мышц и мягкости костей скелета форсированное положение может привести к искривлениям позвоночника, таза, грудной клетки.

Если ребенка поддерживать под мышки, то уже в 2,5 - 3 месяца у него обнаруживается выраженный упор ногами. Однако ставить его даже на очень короткое время во избежание растяжения связок и деформаций костей не следует. Это можно делать только после 4,5 - 5 месяцев. Стремление стоять самостоятельно появляется при хорошо развитой мускулатуре к 7 - 8 месяцам. К этому времени рекомендуется оборудовать кроватку с боковыми загородками или манеж. Первые шаги ребенок делает, держась руками за барьерчик, самостоятельно ходить начинает только к 12 - 13 месяцам. Последовательность развития функции движения у детей 1-го года жизни приведена в табл. 2.

Хорошая координация движений при ходьбе устанавливается в 1,5 - 2 года. В это время ребенок начинает переступать через палку на высоте 10 - 15 см, залезать на ступеньки лестницы. До 3-летнего возраста ходьба развивается лучше, чем лазание и бросание. Однако при соответствующей тренировке в 2 - 2,5 года ребенок может подниматься вверх и по наклонной доске шириной в 20 см с приподнятым концом на высоту 25 см, в 3 года - на высоту 30 см от пола. В 3 года он может бросить мяч на расстояние до 1 метра (А. М. Минкевич и др., 1966). Двигательные реакции у детей 3 - 7 лет оценивают по быстроте ходьбы, бега, величине прыжков и метанию предметов. Развитие двигательных функций зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, но и от условий внешней среды и правильного физического воспитания.

Предыдущая запись

Костная система

Следующая запись

Органы дыхания