Aliexpress INT

Как научить ребенка пользоваться ложкой и вилкой

   Постепенно и систематически надо учить ребенка, как следует есть и пить, правильно держать себя за столом. На первых порах надо научить его держать ложку. Для этого ребенку дают в руку чайную ложку и приучают набирать на нее кашу. В это же время можно докармливать ребенка со второй ложки. Во время кормления следите, чтобы он держал ложку в правой руке. Когда ребенок научится сам есть кашу, ему можно давать самостоятельно есть суп, что нередко способствует улучшению аппетита.

Справившись с этой не слишком легкой для него задачей, маленький ребенок начнет с успехом овладевать другими общепринятыми правилами поведения за столом.

Вначале допускается, чтобы ребенок держал ложку, сжимая ее в кулачке. В 11/2-2 года надо приучать его держать ложку чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами - большим, указательным и средним. Когда ребенок овладеет этим приемом, приучайте его правильно зачерпывать пищу, подносить ложку ко рту не сужающейся частью, а боковой стороной. Вовремя подсказывайте ребенку, чтобы он не засовывал ложку в широко раскрытый рот и не засасывал кончика ложки.

Вилку дают ребенку примерно с 3 лет, тогда, когда он уже понимает опасность уколоться острым предметом. Вилка ребенка должна быть маленькой и не слишком острой. На первых порах маленького ребенка обучают есть вилкой, держа ее только в правой руке. Ему объясняют и показывают, что вилку держат по-разному, в зависимости от того, что едят. Если на тарелке лежит, к примеру, жареный картофель, кусочки мяса или рыбы, то вилку держат так, чтобы ею было удобно накалывать куски пищи, то есть зубьями книзу. В тех случаях, когда едят пюре, кашу или другую рассыпчатую пищу, нужно повернуть вилку изгибом кверху, чтобы было удобно подгребать кушанье. Приучайте также ребенка, накалывая пищу вилкой, держать ее наклонно к плоскости тарелки, иначе вилка может соскользнуть с гладкой поверхности и разбрызгать содержимое тарелки на скатерть и платье.

Вполне удобно есть вилкой, а не ложкой, омлет, яичницу, нежидкие каши, овощи, котлеты, гарниры. К этому следует приучать и потому, что обычно, когда подают второе блюдо, ложка со стола уже убрана. В особенности надо следить за тем, чтобы ребенок не заменял вилку ножом, так как это неудобно, некрасиво и опасно.

Когда к сервировке детского стола добавляют столовый нож, ребенку показывают, как им пользоваться, учат держать нож в правой руке. К этому же времени следует научить ребенка пользоваться вилкой, держа ее левой рукой. Ребенка надо приучать № тому, что нарезать ножом можно только ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки. Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа. Пока ребенок не привыкнет пользоваться ножом, он помогает себе, поддерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в левой руке.

Не нарезайте ребенку и приучайте его самого не нарезать всю пищу сразу. Пусть он отрезает следующий кусочек после того, как предыдущий съеден. Иначе нарезанное кушанье быстро охлаждается и становится невкусным. Порцию еды, полагающуюся на данное кормление, нужно класть на тарелку сразу и приучать ребенка съедать все без остатка.

Следует приучить ребенка после еды складывать ложку, вилку и нож только на свою тарелку, а не на скатерть, чашку ставить на блюдце, салфетку, аккуратно сложив, класть рядом с тарелкой. Встав из-за стола, ребенок должен задвинуть стул, на котором сидел, осмотреть свое место, не пролито ли, не оставлены ли крошки, и поблагодарить.

Когда ребенок ест уже самостоятельно, надо сделать ему отдельный низкий столик и стул. Столик можно покрыть клеенкой или покрасить целиком масляной краской. Перед едой столик надо покрыть салфеткой. В центре можно поставить вазочку с букетом живых цветов, они придают столу нарядный и привлекательный вид. Вазочка для цветов не должна быть высокой, а букет - слишком пышным.

На столик ставят мелкую тарелку, справа от нее кладут ложку, слева - вилку. Ложка и вилка должны лежать вогнутой стороной вверх. Несколько тоненьких ломтиков хлеба кладут на маленькую пирожковую тарелочку, которую ставят рядом с вилкой. На эту тарелочку можно положить пирожок или гренки, если они входят в меню обеда. Слева от мелкой тарелки - салфетка, сложенная треугольником или заправленная в кольцо. Если за столиком обедают двое - трое детей, то каждая салфетка должна иметь именное кольцо или какую-нибудь другую метку. Салфетка может быть из ткани и должна часто стираться. Очень удобны и гигиеничны бумажные салфетки.

Глубокие тарелки подаются на стол уже с налитым супом. Перед вторым блюдом убирают со стола глубокие тарелки, а перед сладким со стола убирают всю посуду и приборы, оставляя только вазочку с цветами и фрукты.

Специальной щеточкой сметают со стола крошки в совочек и ставят на стол тарелочки и приборы для сладкого.

Ребенка 3-4 лет можно сажать за общий стол. С того дня, когда вы решили, что малыш будет обедать со взрослыми, отведите для него определенное место за столом и не меняйте этого места. Удобнее всего посадить ребенка рядом с матерью, по левую руку от нее, так как обычно справа от хозяйки дома ставят суповую миску, чайник, кофейник, самовар. Не забудьте также позаботиться о том, чтобы стул, на котором сидит ребенок, был достаточно высоким, иначе ему будет неудобно есть.

Под прибор ребенка за общим столом нужно подложить небольшую клеенку, прикрыв ее сверху салфеткой. К тому времени, когда мать сажает ребенка за стол, он должен уже научиться правильно обращаться с ложкой и вилкой и приобрести элементарные навыки поведения за столом, уметь есть опрятно.

Особенно бережно ребенок относится к чистоте и порядку за столом, если он сам принимает участие в его сервировке. Неприятно нарушать порядок, который сам только что создал, и поэтому ребенок станет особенно внимательно следить за тем, чтобы не пролить суп, не разбросать хлебные крошки, не положить использованные ложку и вилку на скатерть.

Чрезвычайно важно, чтобы взрослые показывали детям пример аккуратной еды.

Помощь, которую ребенок оказывает матери в домашнем хозяйстве, кроме внимательного и заботливого отношения к окружающим, прививает ребенку любовь к порядку и чистоте, воспитывает необходимые и полезные трудовые навыки. Одной из таких домашних обязанностей, выполнение которой вполне доступно ребенку четырехлетнего возраста, является сервировка стола.

Вначале малыш будет приносить свою тарелку, правильно класть около нее ложку и вилку, придвигать свой стул, помогать принести салфетки и т. п., а затем он научится и самостоятельно накрывать стол и убирать со стола.

Е.А.Николаева

Следующая запись

Поведение ребенка за столом