Возрастная психология (от года до пяти лет)

Вот малютка только начинает делать первые шаги. Ему все интересно, все нужно. Он еще не осознает своего места в этом большом мире. С года до четырех лет малыш уже знает, что он — это он, все остальные — другие люди.

Чтобы познать все вокруг, малыш тщательно исследует окружающие его предметы, пробует их на ощупь, а иногда и на вкус. Он понимает, что бумагу можно рвать, карандашом рисовать (к примеру, на обоях!), игрушки ломать, даже розетки представляются ему интересными, но тут — стоп, этот как раз тот случай, когда ребенок может причинить себе вред. Поэтому в комнате, где находится малыш, необходимо убирать и изолировать все травмирующие предметы. В этот период малыш очень нуждается в помощи взрослых, чтобы они направили его повышенную любознательность в конструктивное русло.

Мышление у ребенка данной возрастной группы несколько односложно, он способен различать такие понятия, как «да — нет», «можно — нельзя», «хорошо — плохо».

Малыш еще не научился адекватно реагировать на все явления, эмоциональное восприятие событий и явлений до конца не сформировалась, поэтому настроение и поведение постоянно меняются, носят импульсивный характер. Как часто можно встретить на прогулке плачущего навзрыд малыша и не понимающую его маму, которая на повышенных тонах требует, чтобы он замолчал, от чего ребеночек плачет еще громче. Такая мама не понимает, что в силу своих возрастных особенностей, ребенок еще не умеет сдерживать эмоции. Когда рыдающего малыша начинают утешать, он вместо долгожданного спокойствия плачет еще сильнее — либо ему нравится, что его жалеют, либо самому себя становится еще жальче. От года до двух лет утешать с помощью ласки, конечно, надо, но к детям постарше требуется другой подход. Многие пытаются подкупить ребенка конфетами, однако это не лучшее решение в данной ситуации. Иногда ради конфеты малыш замолкает, но он осознает, каким образом можно получить сладости, и начинает манипулировать взрослыми. Эта модель поведения закрепляется и ярко проявляется во взрослой жизни. Наверное, каждый встречал людей, которые добиваются своих целей в кругу близких людей и даже с коллегами по работе путем слез и истерик.

Вся жизнедеятельность малышей данной группы имеет подражательный характер. Главным примером, как себя вести и как реагировать на те или иные явления, безусловно, являются родители. В это время закрепляются результаты узнавания и распознавания различных свойств окружающей действительности — «холодное — горячее», «сухое — мокрое», «сладкое — кислое» и т. д. Маленький человечек услышал, но на слово не поверил, а проверил сам, в результате понял и запомнил.

У малыша, с помощью взрослых, начинают формироваться основные жизненные ценности, например, «обманывать плохо», «слушаться маму— хорошо».

На этом этапе необходимо формировать у ребенка его индивидуальность, он должен понять, что если ему нравится красный цвет, а соседскому Васе зеленый — это нормально. Дело в том, что если взрослые не будут стремиться развивать личностные качества малыша, подражательная модель поведения, которая так активно развивается в этот период, может закрепиться. Если послушать разговоры маленьких детей, как часто можно услышать слово «повторюша», которое непременно рифмуется с «хрюшей». Это и есть разделение своих особенностей и особенностей других.

Ребенок, говоря «повторюша», уличает сверстника в том, что тот присваивает себе чужие открытия — копирует рисунок, повторяет чужие мысли или действия. Вот здесь и надо поставить грань в подражательной тенденции развития детей. Повторять за родителями до того, пока ребенок не научится самостоятельно мыслить и принимать решения — это норма, но вот когда малыш застревает на повторе действий всех окружающих его людей и детей, это уже угроза. Здесь следует проявить внимание и изменять ситуацию с помощью расширения кругозора, выявления и закрепления положительных индивидуальных особенностей ребенка. Если этого не делать, ребенок усвоит деструктивное правило жизни — быть таким, как все. Взрослый человек, у которого с детства закрепилось такое восприятие жизни и людей, не сможет быть самостоятельной личностью. Он будет стремиться жить, как все, носить одежду, как все, выбирать машину, как у всех, и т. д. Это человек, у которого с детских лет отобрали возможность быть собой. Такая личность не станет брать на себя ответственность за ошибки и будет всегда искать виновных среди окружения или кого-то свыше. А в чем он виноват, если делал, как все, а случайно совершил преступление? Вспомним нашу страну в лихие девяностые, когда многие молодые люди стали промышлять разбоем. Как так получилось, что энергичные, здоровые парни становились грабителями или убийцами? Вероятно, по одну принципу: «куда все, туда и я». Таким образом, подражательное поведение взрослого «дитя» разрушает границы добра и зла, и остается одно понятие, которое управляет их поведением и жизнью, — «как все».

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно